Previous Entry Share Next Entry
Большая подводная лодка пр. 641 Б-435 ("Запорiжжя"). Виртуальный тур
anton_blinov
Запорожье-коллаж
Фотографический материал для этого поста был готов уже чуть больше года назад, но в силу известных событий, последовавших сразу после, явно должен был отлежаться. Да, в конце февраля 2014 года мне удалось попасть, посмотреть и отснять (полностью, с 1-го по 7-ой отсек) внутренности и интерьеры подводной лодки «Запорожье». Тогда это было еще ВМСУ, лодка была под украинским флагом.

Теперь же – самое время этот материал показать, опубликовать, ведь сразу три даты и годовщины:
- 18 марта, вчера – годовщина возвращения Крыма домой, в Россию;
- 19 марта, сегодня – День моряка-подводника;
- 22 марта, через два дня – годовщина подъема на подводной лодке Б-435 («Запорiжжя») Андреевского флага, чему свидетелем я также был и что снимал.

Это единственная оставшаяся в строю подводная лодка 641-ого проекта. Штук несколько таких подводных лодок стоят как музеи – и за рубежом, и у нас в стране, но это не музей, а боевой корабль. Внутри – все именно так, как и должно быть на находящейся в строю подводной лодке, что ценно и уникально. Вопчем, это как экскурсия на машине времени – возможность увидеть подводную лодку ВМФ СССР образца 70-х годов, практически в том же виде, как оно и выглядело тогда.

Уже упоминал в одном из предыдущих постов, что не разделяю и не приветствую имеющие место быть насмешки над этой лодкой, поскольку сам отношусь к ней не как к «пiдводному човну», а как к подводной лодке Б-435 ВМФ СССР, части истории нашего флота, с которой обстоятельства сыграли такую вот шутку. Именно исходя из этого мне это «железо» - дорого и ценно, и именно поэтому по случаю праздника мне и хочется его показать.

Ну что, пойдем?

7-ой отсек
Наша экскурсия пройдет «из конца в начало» - первым по счету мы посетим 7-ой (кормовой) отсек, пройдем через всю лодку до 1-го отсека и поднимемся в рубку.

1. Основное вооружение подводной лодки пр. 641 – десять 533-мм торпедных аппаратов, шесть носовых и четыре кормовых. Здесь на снимке – кормовые торпедные аппараты № 7, 8, 9 и 10. В проходе между ними виден прибор ввода установочных данных в торпеды от автомата торпедной стрельбы (ТАС).
IMG_0008

2. Торпедные аппараты номер 7 и 9. На одном из них висит бумажный циферблат, стрелку которого переставляет вахтенный, осматривающий отсеки подводной лодки каждые полчаса. Слева от торпедных аппаратов – стрельбовой щиток с рукоятками, которыми осуществляется выстрел. В левой части кадра – один из промежуточных приборов ПУТС (управления торпедной стрельбой).
IMG_0014

3. Запасной командный пункт, используемый для управления подводной лодкой при выходе из строя центрального поста. Приборы слева – это циферблаты указателя положения вертикального руля и указатель резервной системы курсоуказания.
IMG_0017

4. Общий вид 7-го отсека. На койках (а это койки) висят портативные дыхательные аппараты (ПДА).
IMG_0025

6-ой отсек
5. Кормовая переборка 6 отсека и люк в 7-ой отсек. На самой переборке – электрохозяйство. "РЖБ" – рубильник электропитания с базы, под ним – щит с 1000А предохранителями сети главного тока. Прямо над люком – подпорный бак для смазки ГУП трех линий валов при малых и средних оборотах.
IMG_0032

6. Приборы, приборы, «теплые и ламповые». Это прибор автоматического контроля температуры на линиях валов и шинно-пневматических муфтах.
IMG_0029

7. Главная ходовая станция (ГХС) правого главного гребного электродвигателя (ГГЭД) типа ПГ-101.
IMG_0034

8. Главная ходовая станция управления средним ГГЭД и левым ГГЭД.
IMG_0040

9. Станция управления гребным электродвигателем экономического хода типа ПГ-104. Сам электродвигатель расположен в 7-ом отсеке под настилом палубы.
IMG_0042

5-й отсек

10. Кормовая переборка 5-го отсека, левый борт.
IMG_0073

11. Видна крышка левого дизеля типа 2-Д42, а также тут у нас аварийно-спасательное имущество и инструмент, и кроме того (справа) - ящики с пластинами химической регенерации воздуха.
IMG_0083

12. Много стрелочек. Это манометры на насосы охлаждения.
IMG_0098

13. Шумовая выгородка дизельного отсека, в которой находятся мотористы при работе дизелей. Сами дизеля – за дверью с иллюминатором. Справа от двери, серого цвета – двухъярусная регенеративная установка (РДУ).
IMG_0110

14. Манометровые щитки правого и среднего дизеля. На переднем плане – маховик переключения расходных (правого или левого) топливных баков.
IMG_0105

15. Глубиномер 5 отсека.
IMG_0107

16. Отсечный телефон, прям как "на случай ядерной войны".
IMG_0113

4-й отсек

17. Общий вид 4-го отсека (вид в нос). На настиле палубы видны лючки лазов в аккумуляторные ямы № 3 и 4.
IMG_0118

18. Вид на открытую дверь кормовой переборки 4-го отсека и шумовую переборку 5-го отсека. Отметка "ОЛ" (по-украински) справа у комингса двери – это крейсерская ватерлиния (КВЛ), отметка для подводников, борющихся за живучесть при нахождении подлодки в надводном положении.
IMG_0125

19. 4-й отсек, вид в корму. В проходе стоят РДУ.
IMG_0137

20. Люк носовой переборки 4-го отсека. Обитая оцинковкой дверь с окошком слева – рубка связи, посторонним вход запрещен!
IMG_0129

21. На одной из переборок – вот, подарок. Штормящее море, волны и стонут и плачут, гордо развевающийся на рубке флаг ВМСУ… Все выходы лодки в море после ремонта вопчем-то известны наперечет, и на картине нарисовано то, чего не было ни-ко-гда…
IMG_0123

3-й отсек

22. Люк из 4-го в 3-й отсек. Справа нанесен номер 1-37-11 (боевой номер штурманских электриков). Это штурманские приборы – сигнализатор работы нос. и корм. гирокомпасов.
IMG_0154

23. Трап ведет в трюм 3-го отсека (трюм центрального поста).
IMG_0149

24. Корма 3-го отсека. Слева – распределительный щит № 1, справа виден верх корпуса носового гирокомпаса. Над ним автоматический переключатель нос. и корм. гирокомпасов – 1-77-21 (боевой номер штурманского электрика, указывающий, что это входит в его заведование).
IMG_0156

25. БП-35 – боевой пост управления всплытием и погружением подводной лодки. Три колонки продувания групп цистерн главного балласта (ЦГБ). Слева щит с зелеными огоньками – сигнализация состояния клапанов вентиляции и кингстонов ЦГБ. Справа на переднем плане 4 красных маховика – распределительная колонка системы ВВД (воздуха высокого давления) всей подводной лодки.
IMG_0163

2-ой отсек

26. Идем дальше. Кормовая переборка 2-го отсека
IMG_0169

27. Офицерская кают-компания. При необходимости используется как операционная – наверху соответствующие медицинские софиты.
IMG_0221

1-й отсек

28. Носовые торпедные аппараты № 1-6. Между ними – прибор № 2 ввода данных в торпеды от ТАС.
IMG_0176

29. Стеллажи для боезапаса правого борта. Под ними виден сложенный надувной плот.
IMG_0189

30. БП-13 – боевой пост торпедистов первого отсека.
IMG_0197

31. Первый отсек, общий вид в нос.
IMG_0210

Боевая рубка и мостик

32. Глубиномеры в боевой рубке.
IMG_0227

33. Машинные телеграфы в боевой рубке. Боевой пост рулевого-вертикальщика по боеготовности № 2.
(из воспоминаний офицера, служившего на лодке) Примеры типовых команд в боевую рубку с мостика:
"Рубка, б**дь!!! Ты спишь там, сссука, что ли? Лево на борт была команда, е***ный потап!!!". И хлопок брошенной мокрой варежки вахтенного офицера, попавшей в рулевого.

Под ними – три коробки прямоугольной формы, одна серого цвета – ручные кнопки для подачи по кораблю сигналов управления ревуном и звонком. Третий из них – для обмена специальными сигналами звонком в трюм центрального поста.
IMG_0229

34. Нижний рубочный люк. Собственно вниз в отсеки лодки – это сюда.
IMG_0235

35. Носовая часть ограждения боевой рубки. Боевой пост боцмана при управлении подводной лодкой по боеготовности № 1 надводной. Вертикально расположенный цилиндр слонового цвета – ВИКО, выносной индикатор кругового обзора радиолокационной станции. Выдерживает забортное давление, командир по нему может без докладов от радиометриста наблюдать за окружающей обстановкой.
IMG_0241

36. Если чуть покрупнее – то справа еще индикатор перекладки вертикального руля, а сверху – выносной курсоуказатель.
IMG_0245

37. Тумба командирского перископа. На табличке – название лодки на украинском…
IMG_0251

38. а на рынде – еще советское Б-435.
IMG_0253

Такая вот получилась экскурсия.

После подъема 22-го марта прошлого года на лодке Андреевского флата и перехода ее в Южную бухту Севастополя, к причалам нашего подплава, не изменилось ничего – лодка стоит на своем прежнем месте, и ее окончательная судьба по-прежнему не ясна. Самому, конечно, хотелось бы еще увидеть ее на ходу, но понимаю, что это произойдет вряд ли. На Черноморский флот поступают новые подводные лодки, и как боевая единица Б-435 нашему ВМФ более не нужна.
Озвучивался вариант перевода лодки в Балаклаву и ее размещения в музее (тот, который в подземных штольнях) – и так было бы правильней всего. Говорилось также и о возможном возвращении лодки Украине, и тут ее судьба печальна – просто сгнить где-нибудь в Одесской бухте, поскольку ни ресурсов, ни экипажа на эксплуатацию лодки у ВМСУ в нынешнем виде точно не хватит.

… в любом случае, я навсегда запомню ее такой – как я увидел ее в день первого выхода в море после эпопеи с ремонтом. Силуэтом в закатных лучах, и черноморские волны с солнечными зайчиками.
zaporizhya_001

PS. Большое спасибо за помощь в подготовке материала, его литературно-текстовой части, нашим офицерам подводникам – капитану 2 ранга запаса Илье Курганову (ruspodplav), а также тем, кто непосредственно служил на лодках 641-го проекта: капитан-лейтенанту запаса Павлу Павлову и капитану 3 ранга запаса Андрею Выгузову.
С праздником!

Спасибо Антон. Давно ждал эти фотографии! Отличный подарок в такой праздник :)

А пожалуйста :)

Спасибо за интересный рассказ.

Да, для музея этот корабль был бы великолепен. Помню в Питере посещал подводную лодку, очень схожи по интерьерам.

В Вытегре стоит Б-440. Хороший музей. Все отсеки сохранены в исходном состоянии, а в продувочных цистернах сделана большая музейная экспозиция.

Подводников поздравляю с Праздником!

Хороший музей будет!
============

Приглашаем Вас в сообщество guardia_ru Кибер-демократия, война и политика, дурацкие законы, распил бюджетов, чиновники и несправедливость.
Размещайте (дублируйте) пожалуйста свои и чужие статьи, видео, инфу, полезные ссылки, пишите каменты.

Спасибо за интересный репортаж. Ну и доставила хохляцкая табличка "Великий пидводный човен Запорижжя". Великий, это, как я понял, означает большой. :)))))

40 лет прошло как едал тараньку и бублики у гирокомпаса грыз. Адска лодовка для надводника..... А ремонтик годный. Знатный будет УТС.

Не раскрыта тема ЦП и легендарного(?) командирского гальюна)))Но фото отличные! Спасибо!

Не менее легендарны и оставшиеся за кадром греческие аккумуляторные батареи

На 11 фото, в зеленых сумках, это что ИП-4? Эту хрень еще кто то использует?((

Да, исторические снимки. Теперь.
А много ли там было примесей украинского и в какой закономерности?

Сергей, по впечатлениям эти примеси заметны слабо. Ну, украинская госсимволика в кают-компании. Что-то где-то на табличках, как на 13 кадре - "ообережно, нафтопродукти!" Но в глаза это сильно не бросалось.

Посмотрел и обалдел. Недалеко от "Щук" ушли, может торпеды только поумнее, но вот всё это хозяйство эксплуатировать... как там, часы то нужны но к жизни внутри часового механизма человек не приспособлен.

И да, а как там аккумуляторы в ямы грузить? Пруками через эти люки и горловины лазов?

если честно

унылое говнище
экскурсия по дырявому корыту ни о чем. Автор старался но выдал говно

Re: если честно

Так не ходите больше в этот журнал, делов то.

1000А предохранителями сети

А что так мало-то? Или на электродвигатели отдельно?

Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

Спасибо, рад что понравилось :)

?

Log in

No account? Create an account